Хорошая и плохая новость: библейская концепция становления личности

Хотели бы Вы быть идеалом? Вы можете возразить: но ведь это невозможно! У меня для Вас есть хорошая новость: это возможно! Как именно?

 

Действительно, если знакомиться с психологическими концепциями становления личности, то с их точки зрения положительные изменения в личности заключаются лишь в некотором ее улучшении, своего рода косметическом ремонте, когда недостатки все равно остаются. Практически никто не стремится психологическими средствами переделать человека настолько, чтобы он стал полностью хорошим. Но такую уникальную возможность дает Библия и христианская психология1, опирающаяся на Слово Божье. Христианская психология считает Библию высшим авторитетом, а задачи христианского ученого рассматриваются как “изучение реальности во свете Библии”2.

 

Священное Писание трактует становление личности как восстановление утраченной в результате грехопадения природы человека3 или как освящение. Для большей доступности проиллюстрируем этот процесс средством, которым так часто пользовался Иисус Христос – притчей. Познакомимся с богословской притчей “Добрая и худая весть”.

 

Семен был закоренелым преступником. Он гордился тем, что у него нет совести, что совершил все возможные преступления. И наконец его поймали. Теперь он сидел в тюрьме и думал: “Что же будет дальше?” Помышлял о побеге, подумывал о самоубийстве. Но ни то, ни другое не было осуществимым – его слишком тщательно охраняли. Он репетировал всевозможные речи, отрицающие его злодеяния, но ни одна их них не звучала убедительно даже для него самого. Будущее казалось ему совершенно темным. Он сознавал, что попал в безвыходное положение.

 

Кого Библия считает преступником или грешником? “Все согрешили и лишены славы Божией’ (Римлянам 3:23). Значит, ституация, в которой оказался Семен, касается каждого из нас. Единственное, что мешает достижению совершенства и освящению, это – грех.

Что же такое грех? “Грех есть беззаконие” (1 Иоанна 3:4) или нарушение закона. Какой закон мы нарушили? Закон Божий, Десять Заповедей (Исход 20:2-17):

1) “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”

2) “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им”

3) “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”

4) “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему”

5) “Почитай отца твоего и мать твою”

6) “Не убивай”

7) “Не прелюбодействуй”

8 ) “Не кради”

9) “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”

10) “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего’.

Виновность устанавливается в суде. Кто подлежит суду? “Все мы предстанем на суд Христов” (Римлянам 14:10).

 

Однажды в камеру к Семену пришел надзиратель и сообщил: “Семен,у меня для тебя есть хорошая и плохая новость”. Заключенный угрюмо взглянула на сторожа. В глубине душе он хотел хоть каких-нибудь перемен. Но приготовился к худшему. “Хорошая новость такова: за твое дело взялся один адвокат, и он – самый лучший защитник во всем мире”.

 

Кто адвокат на вселенском судебном процессе? “Если же кто согрешит, имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Иоанна 2:1).

Семен молчал. Он чувствовал, что где-то скрыта ловушка. Страж продолжал: “Плохая новость состоит в том, что за дело взялся также прокурор, и он – самый лучший обвинитель в мире”.

 

Кто является прокурором? “И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную… Низвержен клеветник4 братий наших5, клеветавший на них6 перед Богом нашим день и ночь” (Откровение 12:9-10).

 

Надзиратель продолжал: “Это безумие – защищать тебя. Но все же адвокат придет к тебе завтра”. На следующий день приятный человек подошел к двери и постучал. Заключенный вздрогнул, зло рассмеялся и с горечью сказал: “Зачем стучать? Ведь у вас есть ключ!”

“Я вхожу только туда, куда меня приглашают”, – ответил гость.

 

Вмешивается ли Христос в жизнь человека без приглашения, без стука? “Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему” (Откровение 3:20). Господь стучит у двери сердца каждого из нас, терпеливо ожидая приглашения. Только от нас зависит, решим ли мы открыть Ему дверь и пригласить Его войти в нашу жизнь.

 

“Что ж, в таком случае, входите”, – сказал Семен. Гость вошел и сел. “Кто же вы?”

“Я – адвокат. Насколько мне известно, вы ищите адвоката”.

“Да, это так. Расскажите мне о своих достоинствах. Я слышал, что Вы очень хороший защитник. Но если Вы настолько хороший, то, возможно, я буду не в состоянии заплатить вам?”

“У меня есть для вас хорошая и плохая новость. Хорошая новость – я еще ни разу не проиграл ни одного дела. Я могу гарантировать положительный исход суда, если Вы отдадите себя в мои руки”.

 

Действительно ли гарантировано оправдание грешника, если за дело берётся Христос? “Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе” (Римлянам 3:24). “Имеющий Сына Божия имеет жизнь. Не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим в Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную” (1 Иоанна 5:12,13). “Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и за грехи всего мира” (1 Иоанна 2:3).

 

“А плохая новость – это цена, да? – спросил заключенный. – Выкладывайте, сколько это будет стоить?”

“Это бесплатно”.

“Извините, не понял”.

“Это – бесплатно”, – повторил защитник.

“Эй, я не богач, но не нуждаюсь в милостыне, – сухо отрезал Семен. – Если мне только удастся выбраться отсюда, я сумею добыть деньги”.

Адвокат ласково улыбнулся: “Нет, Семен. Чтобы я был в состоянии помочь, вы должны принять эту помощь, как дар. Вы не можете заплатить мне даже за часть этой помощи. Она бесценна и поэтому целиком и полностью бесплатна. Это – одно из условий, на которых я берусь за Ваше дело”.

 

Нужно ли платить за спасение, зарабатывать его добрыми делами или оно дается бесплатно, даром? “Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, дабы никто не хвалился” (Ефесянам 2:8).

 

Немало людей считают себя достаточно хорошими и ошибочно полагают, что им не надо приходить к Богу и они спасутся сами по своим добродетелям. Однако, человек, не познавший Бога, необращённый, по своей природе эгоистичен. Мы изначально были рождены на вражеской территории, на стороне сатаны. В нас отсутствует подлинный бескорыстный альтруизм. Когда мы чем-то жертвуем (проявляем ‘альтруизм’ в расхожем смысле или ‘разумный альтруизм’ по расчёту, когда нам это выгодно), то ожидаем получить что-то взамен. Если же в ответ мы не получаем ничего, или если нам платят в ответ злом, то мы чувствуем себя обманутыми и испытываем неприязнь к тому человеку, кому оказали благо. Человек без Бога не может любить своих врагов. ‘Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками‘ (Римлянам 5:7,8).

 

Без Христа мы устремлёны на то, чтобы ‘брать’, а не ‘давать’. Лэрри Крабб писал: ‘Нехристиане обычно используют и контролируют то, чем они владеют, чтобы пережить в жизни как можно больше удовольствия. Для них не доступна энергия жизни Христа. Их энергия заключается в независимости, направленной против Бога, они рассчитывают только на себя, им присуще отношение к жизни: ‘бери всё, что хочешь, а потом думай о ком-то другом’. Их энергия никогда не может быть улучшена, превратившись во что-то доброе, но она может быть заменена чем-то добрым’7.

 

Такую трансформацию эгоиста в альтруиста, грешника в праведника может произвести только Бог, потому что она требует замещения нашего эгоистичного ума ‘умом Христовым’ (1 Коринфянам 2:16: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов»), когда человек становится в состоянии думать так, как мыслит Бог. Можно ли человеку спастись от греха без Христа? “Нет иного имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деяния 4:12). Если бы спасение было возможным для человека благодаря его собственным усилиям, то Христу не пришлось бы умирать и искупать грешников Своей смертью.

 

Несколько минут заключенный молчал, затем спросил: “Каковы остальные условия получения Вашей помощи?”

“У меня есть еще несколько хороших и плохих новостей для вас. Следующая хорошая новость такая: если Вы хотите со мной сотрудничать, то всё, что Вам нужно сделать, – это просто попросить меня. И я немедленно возьмусь за Ваше дело”.

 

Обязательно ли просить Бога о помощи, о спасении? Ведь Бог Всемогущий и Всеведущий. Возможно, Он Сам всё должен знать и делать для нас то, что считает нужным? Однако знать и вмешиваться без просу – разные вещи.

 

“Просите и дано будет вам: ищите и найдете, стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает и ищущий находит и стучащему отворят” (Луки 11:9,10).

 

Если не просить, дает ли нам Бог желаемое? “Не имеете, потому что не просите” (Иакова 4:2).

 

“Плохая новость заключается вот в чем: если я возьмусь за Ваше дело, то Вам придется признать себя виновным”.

Семен открыл рот от изумления.

“А разве Вы невиновны?” – спросил адвокат.

“Ах, да, конечно, виновен. Но ведь если я сознаюсь во всех предъявленных обвинениях, то у меня не будет и тени шанса на оправдание! Как вы тогда сможете мне помочь?”

 

Действительно ли необходимо признавать себя виновным (то есть грешником)? “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Притчи 28:13). “Если исповедаем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды” (1 Иоанна 1:9). Путь к становлению (вос-становлению) личности в христианстве начинается с признания своего греховного или падшего состояния. Нужно осознать свою греховность, факт того, что мы утратили совершенное состояние, в котором человек находится в Эдеме. Только в результате этого появляется потребность в Спасителе. До тех пор, пока человек полагает, что с ним всё в порядке, ему Искупитель не нужен.

 

“У меня для вас есть плохая и хорошая новость”, – продолжил адвокат. “Плохая новость состоит в том, что если Вы признаете свою виновность, то Вы, конечно, будете осуждены. А если Вы не признаете своей виновности, то прокурор имеет достаточно доказательств, так что Вы так или иначе будете признаны виновным. И смертный приговор неизбежен”.

 

Какой полагается приговор за нераскаянный грех? В любом законе предусмотрено наказание за его нарушение. Есть оно и в Божьем Законе. “Возмездие за грех – смерть” (Римлянам 6:23). Каким мерилом будет руководствоваться Бог на суде? “Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Кто соблюдет весь закон и согрешит в чем-нибудь одном, тот становится виновным во всем” (Иакова 2:12,10). Что за закон имеется в виду? “Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании. Ибо Тот же, Кто сказал: “не прелюбодействуй”, сказал и “не убей”; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона” (Иакова 1:25; 2:11). Звучит довольно сурово. И человек, сознавая, что сам он не может исполнить все требования Божьего Закона, может впасть в отчаяние.

 

“Тогда зачем весь этот суд вообще?” – в отчаянии спросил Семен.

“Вы забыли, что у меня есть и хорошая новость, – сказал адвокат. – Я охотно беру на себя Ваш приговор, а Вас отпускают на свободу”.

“Нет, это невозможно! – вскричал Семен. – Ведь это не Вы вели распутную жизнь, а я. Я не сделал ничего хорошего, и не заслуживаю ничего, кроме смерти. Я никак не могу допустить, чтобы Вы заплатили такую высокую цену за мои преступления”.

Адвокат мягко возразил: “Но, Семён, я уже расплатился. Все, что остается сделать – так это Вам принять мое заместительство. Оно Ваше, если Вы его принимаете, и оно полное. Оно полностью покроет все Ваши преступления”.

 

В самом деле, своими силами, без Бога, исполнить Его Закон невозможно. Бог дает человеку возможность оправдания. “Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо если вы живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плоти, то живы будете. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности” (Римлянам 8:3,4,13,10).

 

Действительно ли Христос взял на Себя наш приговор? “Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных… Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Ранами Его мы исцелились” (1 Петра 3:18, 2:24). “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоанна 3:16). “Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Иоанна 1:29). “Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха” (1 Иоанна 1:7).

 

После долгого молчания Семен тихо спросил: “Что еще мне следует знать до начала суда?”

Адвокат ответил: “У меня есть еще кое-какие новости: хорошие и плохие… Очередная хорошая новость такова: вы будете прощены и помилованы. Вы сможете стоять перед Богом и людьми так, как будто никогда не согрешали”.

 

Возможно ли для грешника похоронить свои прошлые грехи, отмыться от них полностью и чтобы они не отравляли нашу нынешнюю жизнь?‘Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более’ (Евреям 8:12). ‘Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши’ (Михея 7:19). ‘Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более’ (Иеремия 31:34 б). ‘Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой’ (Исаия 38:17).

 

Адвокат продолжал: “Но одна новость может показаться вам плохой”.

“Какая именно?”

“Вы больше не будете преступником”.

“Как это?”

“Вы станете новым человеком, пойдете по новому пути. Моим делом является не только расплата за Ваши преступления. Я имею нечто большее совершить в Вашей жизни. В ожидании суда Вы уже не будете лгать, красть и убивать. Вы станете честным человеком, чистым”.

 

Действительно ли можно перестать быть грешником, если человек принимает Христа? “Кто во Христе, тот новое творение, древнее прошло – теперь все новое” (2 Коринфянам 5:17). “Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Матфея 1:21). “Всякий пребывающий в Нем не согрешает” (1 Иоанна 3:6а).

 

Как определить, действительно ни человек принял Христа и пребывает во Христе? “Кто говорит: “Я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Иоанна 2:4-6). ‘Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его” (1 Иоанна 3:6 б).

 

Слово ‘познал’ в библейском языке означает познание через установление самых близких, интимных отношений. Это же слово употреблено, например, в книге Бытие 4:18, где говорится о супружеской близости.

 

“Мы будем сотрудничать с Вам и, станем хорошими друзьями. Общаясь со ной изо дня в день, Вы возненавидите то, что когда-то любили, и полюбите то, что когда-то ненавидели. Вы станете совершенно новым человеком”.

 

Если вы стремитесь измениться и стать лучше, если вы чувствуете неудовлетворённость собой, то в Библии для вас имеется чудесная весть о возможности движения, возрастания во Христе по направлению к совершенству и чистоте. Это действительно возможно. Моя собственная жизнь и жизнь других людей в Господе убеждают меня в этом. Более того, само совершенное состояние возможно. В Нагорной проповеди Христос призывал своих слушателей: ‘Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный’ (Матфея 5:48). Он не мог солгать и призывать к чему-то несуществующему или невозможному.

 

Как происходит преображение или освящение? В Библии упоминается ряд условий становления личности. Назовем пять из них:

 

1) Центральным посредником и образом, воплощением сущности человека в христианской культуре9 и самым главным Примером, Идеалом и Образцом для христианина является Иисус Христос. “Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Иоанна 13:15). Его влияние осуществляется посредством механизма отождествления (говоря психологическим языком, идентификации): “Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Коринфянам 3:18). Верующий в любой жизненной ситуации ставит себя на место Христа и представляет себе, что бы сказал, сделал Христос в такой ситуации. Откуда же получить надежную информацию о характере и поведении Христа?

 

2) “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне” (Иоанна 5:39). “Освяти их истиной Твоею: слово Твое есть истина” (Иоанна 17:17). Освящение происходит через познание Слова Божьего. Изучая Библию, мы познаем Божью святость и Божью волю. Погружаясь в мир святого Слова Божьего, человек преображается.

 

Кроме психологических механизмов, известных науке, библейский путь становления или возрастания во Христе имеет еще и особые, сверхъестественные механизмы. Слово Божье возрождает человека к новой жизни: «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Петра 1:23). “В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его” (Ефесянам 1:13-14)

 

3) Следующее условие восстановления личности – это влияние Святого Духа через веру и молитву: “И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога Нашего” (1 Коринфянам 6:11).“Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению” (2 Фессалоникийцам 2:13).

 

Необходимо находиться с Господом в постоянным тесных взаимоотношениях, общаться с Ним. Иисус Христос говорил, обращаясь к Своим последователям: ‘Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего’ (Иоанна 15:15). “От Него и Вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением” (1 Коринфянам 1:30). Это общение происходит через Духа Святого, посредством молитвы и веры. “Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению” (1 Фессалоникийцам 2:13).

 

4) Важным условием освящения и спасения от греха является вера. “Благодатью вы спасены через веру” (Ефесянам 2:8). Что такое библейская вера? “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евреям 11:1). Как можно обрести веру? “Вера от слышания, а слышание – от слова Божия” (Римлянам 10:17).

 

5) Исповедание своей веры, свидетельство о Господе людям, признание Христа своим Господом и Спасителем перед людьми – еще одно условие освящения. “Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Римлянам 10:9-10). “Они победили его10 кровию Агнца и словом свидетельства своего” (Откровение 12:11).

 

Как долго происходит освящение? Является ли оно одномоментным актом или длительным процессом? “Начавший в вас доброе дело будет продолжать его даже до дня Иисуса Христа” (Филиппийцам 1:6). “Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (Притчи 4:18). Поэтому не отчаивайтесь, если изменения происходят не так скоро, как хотелось бы. Процесс проявления в человека Царствия Божьего Господь уподобил прорастанию семени в Марка 4:26-28: «26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе».

 

В этой притче также говорится о нескольких этапах или стадиях роста.

Каковы же этапы (или шагов) христианского становления личности? Таких этапов (или шагов) несколько: вера, покаяние, обращение и рождение свыше, и, наконец, посвящение.

 

Первый шаг – поверить Богу. Достаточно ли просто верить в то, что Бог есть и продолжать жить по собственному разумению? “Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” (Иакова 2:19-20). Настоящая вера должна быть живой и вести к победе над грехом: “Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?” (1 Иоанна 5:4-5).

 

Второй шаг – покаяние, то есть то есть изменение мышления или сердца, нередко сопровождающееся сожаленеим и печалью из-за совершённого греха. “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деяния 3:19). Каким образом можно покаяться? “Благость [доброта] Божия ведет тебя к покаянию” (Римлянам 2:4). В чем эта доброта проявляется? “Бог есть любовь” (1 Иоанна 4:8). И Господь не просто на словах утверждает, что любит нас. “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Римлянам 5:8). Благая весть о крестной жертве распятого Спасителя – это сердцевина христианства. ‘Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого’ (1 Коринфянам 1:13).

 

Третий этап – обращение и рождение свыше. Oбратитесь, чтобы загладились грехи ваши’ (Деяния 3:19). Обращение – это полный разворот жизненного курса, движение в противоположном направлении. То есть человек отворачивается от греха и оставляет его. Почти одновременно с обращением происходит и рождение свыше. “Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоанна 3:3,5). Каким образом может произойти это новое рождение? “Так говорит Господь Бог:…и дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное [то есть живое, из плоти](Иезекииль 11:17,19). Эта работа зависит не от человека, а от Бога. Человек только просит Бога совершить в нем эту работу и исполнить обетование.

 

Решающий шаг – следование за Христом и посвящение себя на служение Ему и ближним. “Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Петра2:21). “Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет” (Иоанна 12:26).

 

Семен, услышав о перспективе полностью измениться, разволновался и возразил: “Перспектива помилования кажется мне привлекательной. Но что, если я захочу идти своим путем? Не могли бы мы договориться так, чтобы мне получить лишь освобождение от наказания? Неужели действительно необходимо перестать быть преступником?”

“Прощение действительно лишь для желающих, чтобы Я дал им новую жизнь”.

 

Обязательно ли слушаться Бога и соблюдать Его волю? “Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? …Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: “не убивай”, “не прелюбодействуй”, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “почитай отца и мать” и “люби ближнего, как самого себя” (Матфея 19: 16-19). Здесь Христос цитирует Десять Заповедей. “И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евреям 5:9).

 

Христос не оставляет места для спекуляций о том, что можно оставаться непослушными и нарушать Божий Закон, будучи под благодатью.

 

Семен надолго уставился глазами в пол, адвокат же терпеливо ждал его решения. Наконец он поднял голову.

“Я признаю себя виновным. И я действительно не желаю больше быть преступником. Я принимаю Вашу помощь”.

Адвокат поднялся и протянул Семену руку. Семен крепко пожал ее, и договор вступил в силу.

“Может быть, есть еще что-то, что я должен знать прежде, чем Вы уйдете?”

“Да, есть еще одно, последнее. Еще одна хорошая и плохая новость для Вас”.

Семен улыбнулся: “Скажите мне сначала плохую новость. Хотя теперь я вижу, что все эти Ваши плохие новости не такие уж и плохие на самом деле!”

Адвокат тоже улыбнулся: “Плохая новость – это то, что мы назначим день суда”.

“Ну, разве это плохая новость? – воскликнул Семен. – С таким защитником, как Вы, неужели мне захочется вечно сидеть в этом месте без суда и следствия?”

 

Когда имеет место суд? “Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его” (Откровение 14:7).

Эта ёмкая фраза содержит несколько важных для нашего обсуждения истин. Во-первых: означает ли страх Божий, что мы должны бояться Бога? ‘И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили’ (Исход 20:20). Очевидно, что Бог не хочет, чтобы люди Его боялись. Страх Божий означает благоговение перед Господом и Его Словом. Исаия 66:2: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

 

Второе: что значит воздать Богу славу? Некоторые люди полагают, что это значит только посещать церковь и исполнять религиозные ритуалы. Что говорит на эту тему Библия? Иеремия 9:24: ‘Хвалящийся хвались11 тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь’.

 

Поймите меня правильно – я не отговариваю ходить в церковь и соблюдать ритуалы. Но внешняя атрибутика христианства без преображения сердца бесполезна. 1 Коринфянам 13:3: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Более того, Христос утверждает, что половинчатое христианство хуже неверия (Откровение 3:15-16)12.

 

Третье: Иоанн, писавший книгу Откровение в конце 1-го века, утверждал, что час суда уже ‘наступил’. В последних стихах Апокалипсиса Христос говорит: ‘Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его’ (Откровение 22:12). Очевидно, для того, чтобы получить возмездие, суд должен состояться до Второго пришествия Христа. Все признаки указывают на то, что Второе пришествие Христа уже близко, ‘при дверях’ (Матфея 24:33).

 

Это время для покаяния возлагает на нас великую ответственность и призывает немедленно вступить на путь освящения.

 

Семен поинтересовался: “А какая хорошая новость?” Адвокат взглянул ему в глаза: “Когда ты придешь на суд, я буду не только твоим адвокатом. Я буду также и твоим судьей”.

 

Кто судья на небесном суде? “Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Иоанна 5:22). «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоанна 5:26-27).

 

© Copyright 2003 Татьяна Ноэль-Цигульская

 

Примечания:

Чтобы попасть на главную страницу, нажмите на заголовок сайта вверху - "Помощь свыше" или на ссылку http://noelrt.com/ - - In order to get to the home page please either click on the Header "Help from above" or on this text
  1. Цигульська Т.Ф. Загальна та прикладна психологія: Як допомогти собі та іншим. – Київ: Наукова думка, 2000. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Киев: Укртехпресс, 1997. – 215 с. 2. [-]
  2. Jones S. L., Butman R. E. Modern psychotherapies; a comprehensive Christian appraisal. Downers Grove, Illinois, Inter Varsity Press, 1991. [-]
  3. Yancey Ph. Disappointment with God. Three Questions No One Asks Aloud. Harper Collins Publishers, 1988, 319 p [-]
  4. в других переводах «обвинитель» – KJV Revelation 12:10: for the accuser of our brethren is cast down [-]
  5. сатана [-]
  6. в других переводах «обвинявший» – KJV Revelation 12:10: for the accuser of our brethren is cast down, which accused them before our God day and night [-]
  7. Crabb L. Connecting: Healing of Ourselves and Our Relationships. A Radical New Vision. World Publishing, 1997, 212 p. стр. 36 [-]
  8. Бытие 4:1: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала [-]
  9. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом.: – М.: Смысл, 1997. – С. 67-91 [-]
  10. дьявола [-]
  11. Слово ‘хвалиться’ в древнееврейском оригинале халал означает воздавать хвалу, славить [-]
  12. Откровение 3:15-16: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» [-]