Психология и христианство о психическом здоровье и исцелении

Посвящается Дьяконову Геннадию Витальевичу

Здоровьем и исцелением души (психики) занимаются преимущественно два основных направления – психология и христианство. Оба направления предлагают определенные идеи, объясняющие феномены душевного (психического) здоровья и практические методы исцеления и помощи людям, страдающим от эмоциональных травм, душевной боли и психических нарушений. С обеих сторон существует немало взаимных предубеждений и ложных мнений. Так, ряд психологов считают христианство бесполезным, не способным оказать действенную помощь страдающим от душевной боли. С другой стороны, немало верующих (как проповедников, так и рядовых христиан) избегают психологию и психотерапию, противятся им, относя их к разряду магии, экстресенсорики и других сатанинских практик1. Так, одна из выпускниц факультета практической психологии, где я преподавала, сообщала мне, как мать одного из школьников, активно исповедовавшая христианство, отказывалась разрешить своему сыну пойти к ней как к школьному психологу на консультирование. Её аргументом было: “Вы – экстрасенс, поэтому я ему не разрешаю”.

Цель нашей статьи: рассмотреть теоретические положения и практические способы психического исцеления и оздоровления, предлагаемые психологией в широком смысле (или психотерапией в узком) и библейским христианством; обнаружить истинные факты о сферах их пересечения и различиях между ними, установить изначальный источник выявленных идей и методов, разоблачить популярные заблуждения и показать, сходные черты и различия между обоими направлениями.

Практические способы оздоровления психики человека предлагаются гуманистической психологией, в частности, личностно-центрированной терапией2, гештальт-терапией3, психодрамой, Т-группами, группами встреч4 и т.д. Гуманистическое направление и технология исцеления души содержится также в учении и деятельности Иисуса Христа5 и описаны в Библии.

Прежде всего, следует отмечу одну фундаментальную истину – Библия и наука не противоречат друг другу. Подлинная наука подтверждает Священное Писание, т.к. как изучает реальность Божьего творения, стремится к истине и полагается на обоснованные эмпирические доказательства и факты, полученные путем тщательного наблюдения и эксперимента. Слово Божие отражает истину и представляет собой истину (Иоанна 17:17). Наука в процессе своего формирования испытала на себе сильное воздействие христианства, способствовавшего её развитию6. Библия и наука рассматривают одну и ту же реальность, но подходят к ней разными путями с разных позиций.

Психиатр Дж. Фишер отмечал: “Если сложить все авторитетные статьи самых выдающихся психологов и психиатров по вопросам психической гигиены, сократить их, взять лишь самую суть, то в результате выйдет лишь примитивный и неполный пересказ Нагорной проповеди, который не идёт с ним ни в какое сравнение. Уже две тысячи лет христианский мир держит в руках текст, в котором содержатся все ответы на тревожные и бесплодные вопросы человечества. Это универсальный план плодотворной человеческой жизни, исполненный оптимизма, психического здоровья и удовлетворения”. Другой профессор-психиатр однажды сказал так: “Со многими больными я просто беру в руки Библию и читаю им слова Христа – это наилучшая психотерапия”7.

Давайте сравним библейское учение (христианство) и психологические подходы к психическому исцелению, излагаемые ведущими психологами, представителями в первую очередь гуманистического направления в психологии и психотерапии.

Обратимся сначала к общим положениям и методам, отстаиваемым психологией и библейским христианством.

Оба направления стремятся к достижению человеком инсайта или покаяния, то есть чтобы у него произошло изменение мышления. Основная цель психологической помощи (психотерапии) – помочь людям достичь инсайта или сделать бессознательное сознательным8. Психотерапия не называет эту трансформацию покаянием, но в действительности она является покаянием. Ведь “покаяние” (в греческом оригинале Нового Завета “метанойя”) означает “изменение мышления” (см. Матфея 3:11, 9:13, Деяния 5:31, 11:18 и многие другие места Библии).

Нарушения в психике объясняются действием механизмов психологической защиты, иначе еще называемыми невротическими защитными механизмами. Они затмевают ясное мышление и понимание, люди не принимают своей ответственности и считают, что источник их проблем находится снаружи – в обстоятельствах и других людях. Большинство людей не желают сознавать свои дурные мысли, отрицательные действия и нанесенное ими кому-то зло. В ходе психологической помощи психотерапевт (фасилитатор) создает безопасную обстановку и доверительные отношения заботы и тепла с тем, чтобы человек смог исследовать истину и преодолеть психологическую защиту. Признание своих ошибок, недобрых поступков или исповедание грехов оказывает целительное воздействие на психику: “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться” (Иакова 5:16). Когда защита преодолена, цель психотерапии достигнута, человек становится в состоянии видеть и принимать реальную ситуацию такой, как он есть. Это означает, что он достиг инсайта, осознал причину своей проблемы.

Личная ответственность. Некоторые богословы ошибочно приписывают психологии снятие ответственности с личности: якобы она учит, что человек не несет ответственности за свое поведение, а все зависит от условий, в которых он вырос. Это утверждение справедливо в отношении лишь одной из многочисленных отраслей психологии – бихевиоризма, который считает поведение людей обусловленным внешней средой. Так, Скиннер9 утверждал: ‘Личность не является инициирующим агентом: она есть локус, точкa, в которой сходится множество генетических и средовых условий вместе и дает объединенный эффект’. Теория поведения (бихевиоризм) считает человеческий выбор иллюзорным, т.к. полагает наши действия неизбежным результатом воздействующих на нас причинных сил. Библия же отстаивает свободу выбора (Второзаконие 30:19) и личную ответственность (Иезекииль 18: 20). К счастью, остальные направления психологии считают людей свободными ответственными субъектами, несущими ответственность за свое поведение, и побуждают их не избегать ее, а брать эту ответственность на себя10. Подавляющее большинство отраслей психологии стремится к тому, чтобы люди приняли ответственность за свои действия, мотивы, чувства и мысли. Принятие ответственности ведет к решению проблем и исцелению, человек из жертвы превращается в активного деятеля.

Личная ответственность – важнейший принцип гуманистической психологии и психотерапии. Никакой человек не может заставить другого чувствовать что-либо: люди имеют свободу выбора, они не являются жертвами обстоятельств и действий других людей. Вся работа практического психолога призвана к побуждению личность взять на себя адекватную меру ответственности за то, что она делает, не избегая её и не перекладывая на других. Избегание может проявиться в преклонении перед авторитетами, когда человек поступает определенным образом не потому, что убежден в необходимости таких действий, а потому, что ему кто-то велел. Это случай, когда личность живет чужим умом.

По поводу преклонения перед авторитетами скептик может возразить, будто бы Бог требует лишь покорности, навязывает Свою волю и ограничивает свободу человека. Ответ на это ошибочное предположение можно найти в таких библейских текстах, посвященных свободе выбора: “Все мне позволительно, но не все полезно”, – писал Апостол Павел, – “все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Коринфянам 6:12), “не делайтесь рабами человеков” (1 Коринфянам 7:23), “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Второзаконие 30:19) (выделено нами – Т.Н-Ц.). Бог никого не заставляет, в Евангелии нет принуждения. Это нетрудно заметить даже по тому, что отношения с человеком Господь основывает на вере, от которой мы можем отвернуться посредством сомнений, а не на неопровержимом знании (то есть Он не принуждает нас знать Его). Он мог бы поставить над каждым из нас ангела с палкой или кнутом, но Он этого не делает. Ведь Бог желает, чтобы мы сами по своей воле избрали лучшее. Его метод – не угрозы, а познание любви и истины через Его Слово и Святого Духа.

Людям присуща тенденция перекладывания своей ответственности. Одно из самых первых проявлений греха касалось перекладывания собственной ответственности. Адам винил свою жену в том, что он съел запретный плод, намекая также на ответственность Бога за случившиеся, а Ева винила змея (Бытие 3:12-13)11.

Если что-то не ладится, люди чаще склонны говорить не “я ошибся”, а “он (ты, вы, она) меня довел(а/и)”, то есть вместо местоимений первого лица единственного числа “я” люди чаще пользуются либо местоимениями второго и третьего лица “ты”, “вы”, “он”, “она”, “они”, “это” или местоимениями первого лица множественного числа “мы”. Психологи побуждают людей брать ответственность на себя. Психотерапевт поощряет клиента, обратившегося за помощью, или членов тренинговой группы высказываться от себя, за себя, не расписываясь за других, не приписывая им воображаемые мотивы, предлагает пользоваться преимущественно “я”-высказываниями12. В частности, вместо “ты замкнутый” сказать “я огорчен, что ты скрыл это от меня” или “мне бы хотелось, чтобы ты больше делился со мной”, вместо “ты противоречишь себе” – “я не вижу связи” или вместо “это возмутительно” сказать “я возмущен”13. Один из участников, посещавший мои тренинги, переформулировал принцип личной ответственности в “не стрелочничать”, то есть не переводить стрелки на других людей. Мне это образное выражение очень понравилось.

Священное Писание отстаивает личную ответственность человека за свою жизнь в этом мире и за свою вечную участь. Личной ответственности посвящены, в частности, такие тексты: “Каждый из нас за себя даст отчет Богу” (Римлянам 14:12); “Всякий [поступай] по удостоверению своего ума” (Римлянам 14:5). Библия предоставляет совершенный образец личной ответственности в лице Господа Иисуса. Христос является примером и воплощением человеческого идеала. Даже некоторые светские психологи14 считают Христа разительным примером ответственного актуализаторского поведения. В Евангелии от Марка Христос употребил 90 раз такие местоимения как Я, Моё, Мне и “Сын Человеческий”, имея в виду Самого Себя. В противовес этому местоимение множественного числа “мы” использовалось Христом всего только 2 раза15.

О том, что лучше говорить за себя, о своих собственных мыслях и эмоциях, а не истолковывать чужие мысли и чувства, говорится в Библии так: “Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?” (1 Коринфянам 2:11). Источником знаний является прежде всего собственный, а не чужой, не заимствованный опыт, не теории, а собственные действия и их последствия: “Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим” (Притчи 14:15). Невозможно нести ответственность за чужие действия, каждый отвечает сам за себя: “сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается” (Иезекииль 18:20).

Принцип зеркала или отражения. В индивидуальной психотерапии клинический психолог, работая с клиентом, своими действиями и реакциями отражает его личность. Обратившийся за помощью получает возможность лучше понять себя, увидеть себя будто бы со стороны, как в зеркале16. В групповой тренинговой работе участник получает от группы обратную связь о своем поведении. Всматриваясь в группу, как в зеркало17, он начинает лучше понимать себя, свой внутренний мир и разбираться в своих психических особенностях. Человек, читающий или слушающий Слово Божие, также имеет возможность увидеть в себе то, чего раньше не замечал, не понимал, осознать свои грехи, и в последствии избавиться от своих грехов и недостатков. Апостол Иаков писал: “Ибо, кто слушает слово…, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале” (Иакова 1:23). Апостол Павел во 2 Послании к Тимофею утверждал: “Все Писание богодухновенно18 и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (1 Тимофею 3:16-17). То есть Библия предоставляет человеку Богом данное своеобразное духовное зеркало, в котором он может увидеть себя более адекватно и благодаря этому исправиться: скорректировать свои ошибки, усовершенствоваться, исцелиться душевно и духовно.

Одним из наиважнейших условий клинического психолога является умение слушать. Активное, рефлексивное, эмпатическое слушание означает поменьше слов, величайшее терпение, внимание к проблеме клиента, умение понимать говорящего и выразить словами и невербально свое понимание человеку, нуждающемуся в помощи (Аттватер И., 1988, Мелибруда Е., 1986)). Личностно-центрированная терапия К.Роджерса на поверхности, в плане внешне наблюдаемых действий терапевта представляет собой главным образом слушание, эмпатическое слушание. В ходе такого слушания психотерапевт пересказывает то, как именно он понял клиента, предоставляя ему обратную связь. Библия сообщает о важности умения слушать: “Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему” (Притчи 18:13), “братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова” (Иакова 1:23), “при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен” (Притчи 10:19).

Ради справедливости оговоримся, что психотерапия Карла Роджерса не сводится лишь к эмпатическому слушанию: главными в ней являются отношения фасилитатора и клиента, составляющие знаменитую роджеровскую психотерапевтическую триаду19. Очень многие терапевты признают необходимость этих компонентов и используют их в своей практике. Фактически, трудно найти психотерапевта, который бы возражал против этой триады. В роджеровскую триаду входят а) безусловное принятие, б) эмпатическое (сочувствующее) понимание и в) конгруэнтность (искренность).

Безусловное принятие: личность нужно принимать такой, как она есть, без каких-либо условий, независимо от её поступков. Помогающий, психотерапевт должен проявлять безусловное принятие личности человека, которому оказывается помощь20. Психолог ведет себя с огромной деликатностью, полностью избегая оценок и осуждения. Противоположное отношение – условное оценивание или принятие (“я буду любить тебя, если ты будешь себя хорошо вести”) ведет к появлению психических расстройств. Когда родители относятся к ребенку по принципу “условного оценивания”, то у него возникает отрицательный я-образ, связанный с разладами и расстройствами психики. Безусловное принятие личности, независимо от того, знал ли об этом Роджерс или нет, представляет собой модель Божьей безусловной любви к человеку независимо от его грехов21. Сын Божий не просто проповедовал о любви, но пошел намного дальше – Он на деле доказал её, приняв смерть ради спасения людей: “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Римлянам 5:8), “так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Матфея 20:28).

Библия и гуманистическая психология единодушны в том, что нормальными человеческими отношениями являются любовь и принятие (Римлянам 15:7),22. Слово Божие призывает людей любить и принимать друг друга без никаких условий: “принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию” (Римлянам 15:7); и при этом относиться так не только к тем, кто делает нам добро, но ко всем без исключения, даже к тем, которые вредят нам и причиняют боль: “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матфея 5:44). Зачем нам так поступать? Священное Писание и гуманистическая психология в этом единодушны. Потому что любовь несет добро и любимому, и любящему: “храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим” (Второзаконие 4:40). Любящий, принимающий способен привести страдающего к исцелению. В таком случае заблуждающийся видит свои ошибки, озлобленный раскаивается в совершенном им зле: “если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Римлянам 12:20-21). Любящий другого помогает также и своему внутреннему состоянию. Для человека лучше и полезнее любить и прощать, чем ненавидеть и злиться.

Безоценочное отношение к личности. Отказ от оценок, безусловное отношение к личности выступает предпосылкой улучшения и исправления отношений, предоставления объективной обратной связи23, оздоровления психики24.

Слово Божье однозначно выступает против попыток одного человека оценивать и судить другого: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить” (Матфея 7:1). “Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же” (Римлянам 2:1)25.

Эмпатия (доброта, сочувствие к человеку, обратившемуся за помощью). При таком отношении у страдающего человека появляется свобода честно исследовать свое бессознательное, не боясь осуждения; он может признаваться себе и другим в своих тайных отрицательных мотивах и чувствах и избавиться от них. Святое Писание говорит по этому поводу: “благость Божия ведет тебя к покаянию” (Римлянам 2:4). Условие, ведущее к изменению отношения и мышления (покаянию), – это благость, доброта. Если мы хотим, чтобы человек изменился к лучшему, нужно проявлять к нему доброту, сочувствие и избегать осуждения. Библия полна призывов к доброте и примеров доброты Бога и христиан: “будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте” (Римлянам 12:10), “если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас” (1 Иоанна 4:12), “носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Галатам 6:2).

Третья личностная установка личностно-центрированного терапевта, составляющая терапевтическую триаду, – искренность, способность не кривить душой, быть самим собой или конгруэнтность (аутентичность). Когда человек ощущает, что с ним честны, у него возникает доверие к партнеру по общению, желание исследовать весь спектр своих переживаний и проявлений, а не только одобряемых обществом. Тем самым осуществляется более объективный анализ проблемы. Библия однозначно высказывается по поводу правды (истины) и лжи (лжесвидетельства). Библия в девятой заповеди выступает против лжи – “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исход 20:16) и призывает отказаться от неискренности и лицемерия, “говорить истину в любви” (Ефесянам 4:15, перевод “Слово Жизни”); “Он начал говорить… ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие” (Луки 12:1).

Если психотерапевт создает отношения, в которых присутствуют искренность, безусловное принятие и доброта (эмпатия), то терапия (исцеление) неминуемо произойдет26. При этом какие-то специальные знания или техники имеют второстепенное значение или даже необязательны. Это положение перекликается со словами Апостола Павла: “Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать” (1 Коринфянам 8:1-2). Стоит отметить факт отсутствия образования у большинства Апостолов, не помешавший им перевернуть мир Благой Вестью. “Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они27 удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки” (Деяния 4:13-14).

Присоединение. Помогающий, психолог должен присоединяться к человеку, которому оказывают помощь, к клиенту в его внутренних эмоциональных отношениях и даже во внешних проявлениях (в позе, мимике, речи, походке). Важно не противопоставлять себя другому, не спорить, не отговаривать и не переубеждать человека в его неправоте. Противопоставление вызывает отчуждение и провоцирует психологическую защиту, а присоединение ведет к взаимопониманию, появлению у клиента доверия к терапевту, уважения к нему и принятия его личности. В результате терапевтическое воздействие оказывается эффективным. Библия говорит: “Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими” (Римлянам 2:15). Она также предостерегает против споров, советует присоединяться к другим людям там, где только это возможно: “Глупых же состязаний…, споров и распрей… удаляйся, ибо они бесполезны и суетны” (Титу 3:9), “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Римлянам 12:18). Апостол Павел делился своим опытом, повествуя о том, как он находил путь к сердцу человека: “Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона– как чуждый закона,– не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,– чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Коринфянам 9:19-22).

Конфиденциальность или неразглашение доверительной информации. Это важное нравственное условие групповой и индивидуальной психотерапии. Психолог обязан хранить в тайне то, о чем ему поведал клиент28. Участников тренинговой группы также предупреждают о важности хранить в тайне чужие секреты29. Тем самым создается атмосфера безопасности и доверия, при которой человек решается раскрыться перед другим человеком и даже перед целой группой людей. Библия предостерегает нас против разглашения чужой доверительной информации: “тайны другого не открывай” (Притчи 25:9), “кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело” (Притчи 11:13).

Осознание бессознательного. Психологи стремятся добиться от клиента осознания им его бессознательной сферы; они хотят, чтобы человек осознавал свой внутренний мир как можно лучше, принимал и понимал свои мотивы, мысли и чувства. Одной из задач гештальт-терапии является расширение границ сознавания, являющееся само по себе целительным30. Благодаря психотерапии человек все лучше и глубже себя понимает, отдает себе отчет в своих желания, чувствах, фантазиях, неосознаваемых идеях и намерениях, тем самым все лучше начинает владеть собой, приобретает самоконтроль. Библия в этом плане говорит о тьме и свете и призывает людей идти к свету: “ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” (Иоанна 3:20-21). В этом библейском стихе нетрудно во тьме угадать бессознательное, блокируемое от осознания (света) невротическими защитными механизмами. Разумность и мудрость состоят не в скрывании происходящего внутри у нас, а в осознавании его. Соломон, самый мудрый человек на земле, писал: “Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их” (Притчи 20:5).

Положительное саногенное (ведущее к здоровью) мышление – ключ к успеху. : “Каковы мысли в душе его, таков и он” (Притчи 23:7);31. Термин “саногенное” указывает на то, что одноименное мышление ведет к здоровью, избавляет от психических нарушений, разрешает проблемы; “положительное” выражает его характер – это стремление думать о добром, положительном, о хорошей стороне событий и поступков32. Когда случается что-то отрицательное, стоит переосмыслить событие, поискать в нем положительный смысл, начать думать о нем, как о чем-то ценном, способном научить чему-то полезному.

Психологические проблемы возникают из-за неверного мышления, из-за заблуждений и решаются путем коррекции мышления. Психолог (в особенности когнитивного направления) стремится добиться соответствия мыслей человека действительности. Страдающий от душевной боли преувеличивает отрицательное, возводит свою проблему в степень, делает, так сказать, из мухи слона. В христианском журнале приводилось высказывание, услышанное кем-то в церкви в Австралии: “Волнения и тревоги – это постоянно думать о проблеме. Постоянно думать о Боге – это размышление. Если вы знаете, как волноваться, то вы знаете, как размышлять. Размышляйте о Христе, а не о своих проблемах”33. Апостол Павел в Послании к Филиппийцам призывал к мыслям о хорошем: “братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте” (Филиппийцам 4:8). Эту рекомендацию Павла некоторые проповедники называют рецептом духовного здоровья.

Конфронтация. Напряженные межличностные отношения, конфликт или проблему в общении необходимо обсуждать непосредственно с тем человеком, с которым у нас возникла данная проблема34. Если кто-то обошелся с нами неправильно, нужно обращаться к самому этому человеку непосредственно, а не к посторонним у не у него за спиной35. Христос дал четкие рекомендации по налаживанию разногласий и конфликтов между людьми: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним” (Матфея 18:15). Если бы все так поступали, огромное количество проблем разрешилось бы в зародыше, предотвратив позднейшее появление ростков обид, недоверия и ненависти, разъедающих межличностные отношения и души.

Отказ от разговоров “о”36 означает говорить не О проблеме, избегая контакта с ней, а обращение К проблеме. Необходимо встретить свою проблему прямо, лицом к лицу и обращаться непосредственно к проблеме. Тогда она решится. Этот принцип выражен Христом, объяснявшим ученикам, как убирать препятствия и проблемы с пути, в следующих словах: “Истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет” (Марка 11:23). Когда нам приходится туго, нужно рассказывать не о наших горах и проблемах другим людям или даже Богу, а обращаться к ним самим37.

Итак, мы установили, что между христианством и психологией существует много общего, тождественного38. Это общее разительно отличается от господствующих в мире тенденций и расхожей “мудрости”.

Христиане, убедившиеся в библейском характере всех выше перечисленных психологических принципов и методов, могут недоумевать: как это психологи, мирские люди, не изучающие Писание и не посещающие церковь, пришли ко всему этому? Наш ответ на это таков: Дух Святой работает над сердцем каждого человека. “Дух дышит, где хочет” (Иоанна 3:8), а не только в церкви, и открывает истину всякому, кто отзывчив к Его голосу.

Возникает также другой вопрос: кто же является автором обнаруженных общих явлений, закономерностей и методов? Кто кому обязан? Кто позаимствовал у кого? Научная достоверность требует отдавать дань уважения источнику, впервые упоминавшему определенную идею и считать его ее автором или первоисточником. Психология возникла лишь в конце ХIХ в.; все перечисленные открытия были сделаны в ХХ в. Новый Завет был написан в 1 в., а Ветхий писался с ХV по V вв. до н.э. Очевидно, что психология по причине своей молодости никак не могла повлиять на Библию. Ясно, что библейское учение в силу своей древности, исчисляющейся тысячелетиями, является первоисточником указанных теоретических идей и практических методов психического исцеления. Когда автор узнаёт, что открытие, сделанное им, уже было сделано ранее кем-то другим, он ссылается на предшественника во избежание плагиата (научного воровства). К сожалению, нехристианские психологи очень редко ссылаются на Библию, описавшую все перечисленные и другие психологические идеи и методы. Мы призываем психологов придерживаться научной этики и отдавать дань уважения первоисточнику, ссылаясь на Священное Писание.

Между психологией и библейским христианством существуют и различия. Библейское учение и вера превосходит психологию во многих областях. Обозначим некоторые из этих преимуществ.

Большинство направлений психотерапии несовершенны, так как они имеют дело с симптомами (конфликтами, травмами, чувствами, проблемами), не касаясь настоящей причины, лежащей в основе всех психических нарушений. В Писании содержится идеальная концепция и практика психического (также, как и физического, социального и духовного) исцеления. Её автор – наш Творец, Бог, Который знает нашу природу и причины нашей проблемы. Он знает все законы и методы исцеления – ведь Он Сам их создал – и готов открыть их любому, кто пожелает, через Свое Слово: “послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их” (Псалом 106:20). Библия указывает путь к идеалу (святости) через величайшую Личность – Иисуса Христа. Слово Божие выявляет корень всех зол, то единственное, что мешает достижению совершенства и является причиной психических нарушений и проблем – грех – и позволяет одержать над ним победу. Христианская психология основывается на Библии, она считает высшим авторитетом Слово Божье, а задачи христианского ученого рассматривает как “изучение реальности во свете Библии”39. Психология может во многом помочь на пути к совершенствованию, но переделать натуру человека из греховной в духовную40 она не в состоянии41.

Библейское христианство способно совершить то, что психологии не под силу. Оно может сделать человека способным любить всех людей (даже врагов). Так, я знаю супружескую пару, которая от всего сердца, не на словах только, простила человека, зверски убившего их дочь42. Психология может помочь в какой-то мере наладить или исправить отношения с некоторыми людьми, но наделить способностью любить всех, включая врагов, она не в состоянии. Если же мы не можем любить всех, тогда из-за всякого, кто выступил против нас, ущемил в чем-то или навредил, мы теряем душевное равновесие и покой, впадаем в депрессию или испытываем тревогу, гнев, ненависть, несовместимые с душевным здоровьем. Эти чувства являются индикаторами психического нездоровья и, накапливаясь, постепенно ведут к серьезным психическим расстройствам.

Христианская вера исцеляет от страха смерти, дает утешение пережившему смерть близких и надежду на встречу с ними вновь. Психология может лишь как-то облегчить боль утраты через нахождение положительного смысла в ситуации, через проявление поддержки, сочувствия и заинтересованности. Вера способна силой Божьей воскресить мертвого43; науке же при всём массиве накопленных ею знаний это не под силу.

Безусловное принятие психотерапевтом личности клиента имеет короткую жизнь. Оно распространяется только на определенные условия на непродолжительное время: оно действует лишь в рамках тренинговой сессии, психотерапевтического сеанса или курса психотерапии. За дверью кабинета психолог не обязан любить и принимать своего клиента. Если клиент чем-то досадит психологу в нетерапевтической ситуации (например, пожалуется на него в вышестоящие инстанции), “безусловная любовь” терапевта к клиенту сменится на неприязнь и “условное оценивание”. Христианская же любовь, имеющая своим источником Божественное естество, к Которому приобщается христианин через посредство Святого Духа44, должна распространяться на всех людей, включая обидчиков и недругов, и проявляться в любых обстоятельствах независимо от того, как ведут себя другие люди по отношению к христианам. Если христианина преследуют, несправедливо обвиняют, плюют, вредят, то христианин продолжает любить своих обидчиков и преследователей. Слава Богу, в этом мире есть такие люди, чему я являюсь свидетелем.

Вера, основанная на Слове Божьем, дает возможность осознать и решить другие глубинные проблемы, представляющиеся психологии нерешаемыми, в частности, полное избавление от сильнейших зависимостей (никотиновой, алкоголизма, наркомании и др.), от угрызений совести из-за непоправимого зла, от наследственных и прижизненных проклятий45 и пр. “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евреям 4:12). Действенность библейского метода исцеления психики я пережила на себе. С обоими направлениями я знакома не по наслышке. Я верю в Бога, ежедневно изучаю Священное Писание и стараюсь придерживаться библейских принципов в жизни; не один год преподавала психологию и психотерапию студентам, оказывала психологическую помощь отдельным лицам и вела тренинги групповой психотерапии. Описанное здесь мною – информация из первых рук, пережито мной в жизни, а не заимствовано из чужих идей.

Библия предоставляет надежный критерий определения добра и зла, различения правильного и неправильного. Психология не может обеспечить надежный критерий для определения добра и зла, избегает установления правильности и неправильности поступков и явлений. Она придерживается в этом вопросе нейтральности. Психология полагает, что все зависит от личного мнения людей и каждый может судить так, как ему угодно. Отсюда создается почва для возникновения последующих проблем, потому что неопознанное и воспринятое зло рано или поздно приносит горькие плоды. Так, мне довелось наблюдать работу психолога, решавшего проблему конфликтных отношений в семье, когда он поощрял дочь заявить своей матери: “Пошла к черту”. Этот совет противоречит пятой заповеди Божьего Закона: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле” (Исход 20:12). Проклинающий родителей помимо нанесения ущерба отношениям с ними сокращает себе жизнь. Во избежание недоразумения замечу, что психология не учит проклинать родителей. Однако, руководствуясь лишь психологическими воззрениями, без четких нравственных норм, соответствующих действительности, люди, не обремененные необходимостью отличать правильное от неправильного, добро от зла, легко сами могут избирать пути, ведущие ко злу, рекомендовать их другим, а в конце пожинать соответствующие плоды: “если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму” (Матфея 15:14). “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Галатам 6:7-8).

Психология, стремясь исцелить психику, поглощена настоящим временем, тем, что человек переживает “здесь и теперь”46. Она обращает большое внимание на текущие ощущения и эмоции, во многом ограничена эмоциональным и сенсорным уровнем познания (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус), называемом в Библии плотским умом: “Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир” (Римлянам 8:6). В методе “здесь и теперь” есть свой положительный смысл, поскольку страдающий сосредоточен на отрицательном опыте прошлого (пережитых травмах и обидах) или будущего (тревожность и страх по поводу того, что может случиться). Слово Божие исцеляет от ран прошлого и предоставляет возможность созидать положительное будущее через веру: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евреям 11:1). Вера дает перспективу, недоступную чувственному восприятию, осуществляет ожидаемое в будущем добро несмотря на то, что мы ощущаем здесь и теперь (плотским умом), выходя в духовную сферу. Полагаясь на Божье Слово, вера знает, что Бог уже совершил просимое (например, психическое или физическое исцеление), которое затем проявляется в ощутимой реальности47. Я – свидетель многих совершенных Богом чудес, в том числе исцелений организма и психики.

Психология также ограничена своим предметом (изучением поведения и психики), поэтому сосредоточена только на психологическом уровне и/или исключает другие. В таком случае человек получается редуцированный, усеченный. В христианстве берётся человек в целом, в единстве его физического, психического, социального и духовного уровней.

Знать пределы возможностей психологии – не значит недооценивать ее влияние на жизнь, а оценивать это влияние более реалистично48. Ведь если бы психология бралась за непосильную задачу, вторгаясь с естественными методами исследования (наблюдением и экспериментом) в сферу сверхъестественного, как это делают лженауки, она терпела бы фиаско. “Можешь ли ты исследованием найти Бога?” (Иов 11:7). Отрицательный ответ на этот вопрос очевиден. Мы просто очерчиваем границы возможностей психологии, которые отнюдь не беспредельны. Психологи не всемогущие и не всезнающие. Но Бог – Всемогущий и Всеведущий. Прибегая к Его помощи и сотрудничая с Ним, мы выходим за пределы человеческих возможностей и обретаем доступ к неисчерпаемому источнику здоровья и исцеления. “Всё возможно Богу” (Марка 10:27).

Вывод:

Таким образом, в статье выявлены общие для психологии и христианства теоретические положения и практические методы исцеления: инсайт, безусловное принятие, эмпатия, конгруэнтность, ответственность, присоединение, конфиденциальность, положительное мышление, конфронтация и т.п. Установлен источник этих идей и методов – Священное Писание. Показаны расхождения между обоими направлениями и преимущества библейского христианства над психологией, которое обращается к причинам (а не симптомам) психических нарушений, наделяет способностью любить врагов, исцеляет от зависимостей, проклятий и страха смерти, рассматривает целостного человека, обеспечивает критерии добра и зла, создает положительное будущее.

The article reveals common ideas and methods between Psychology and Christianity: insight, responsibility, confidentiality, positive thinking, confrontation, etc. The primary source of these ideas is historically identified. It is Holy Scripture. Divergences between the two approaches and advantages of the biblical Christianity over Psychology are shown: it addresses the cause (not symptoms) of psychological disturbance, imparts ability to love enemies, heals from addictions, from fear of death, considers whole person, provides criteria of right and wrong, creates positive future.

Татьяна Ноэль-Цигульская  Copyright  2008

Список использованной литературы:

Аттватер И. Я вас слушаю. М.: Экономика, 1988.

Библия. Российское библейское общество. М., 1995.

Бондаренко А.Ф. Социальная психтерапия личности. – Киев: КГПИИЯ, 1991.

Джоунс С., Батмен Р. Интеграция психологии и христианства // Современные направления психотерапии: комплексная христианская оценка.

Мак-Дауэлл Дж. Не просто плотник. М.: Соваминко, 1992.

Ноэль-Цигульская Т. Вас не понимают – не в оценках ли дело?

Ноэль-Цигульская Т. Найти свою “половинку”

Мелибруда Е. Я – ты – мы. М., Прогресс, 1986.

Мень А. Христианское учение о личности. Лекция в МГУ от 30 марта 1989 г. Рукопись.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб, Питер, 2002.

Слово Жизни. Новый Завет в современном переводе. – М.: Протестант, 1993.

Уоммак Э. Как действует вера.

Уоммак Э. Как двигать горы

Уоммак Э. Самое главное в молитве

Фромм Э. Искусство любить. СПб, Азбука-классика, 2004.

Цигульська Т. Вивчення схожих аспектів християнства і гуманістичної терапії. //Збірник наукових праць. Кіровоград, КІРУЕ. N1, 1999. ст. 93-99.

Цигульська Т. Загальна та прикладна психологiя. К: Наукова думка, 2000.

Цигульська Т. Теорія і практика психотерапії. Кіровоград, 1998.

Цюзь Т. Использование Христом местоимений “Я” и “мы”. Буча, УГИ, 2003. Рукопись.

Шапиро Д. Конфликты и общение. – Кишинеу: ARC, 1997.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск: Полифакт, 1992.

Clark, R. (1972). Science & Christianity – A Partnership. Pacific Press.

Pope K., Vasquez M. (1998). Ethics in psychotherapy and counseling, 2nd edition.
San Francisco: Jossey-Bass.

“Quote of the month”. Adventist world. Review and Herald, January, 2006, p. 12.

Rogers, C. (1961). On Becoming a Person. Boston, Houghton Mifflin.

Skinner, B. (1976). About behaviorism. New York: Vintage Books.

Smith D. (1990) “Psychodynamic Therapy: the Freudian approach”. Individual Therapy. Open University Press, pp. 18-38.

Suslak, K. Educational Training Manual. Gestalt Institute of the Rockies,1993.

Thorne, B. (1990) “Person-Centered Therapy”. Individual Therapy. Open University Press, pp. 104-126.

Wade, C., Tavris, C. (1990). Psychology. N.Y. Harper and Row.

When Nightmare Becomes Reality. (2001-2003). The Quiet Hour, Inc. http://www.thequiethour.org/cgi-bin/wohtrans/wohtrans04.cgi?date=9/2/2005

 

Примечания:  

 

Чтобы попасть на главную страницу, нажмите на заголовок сайта вверху - "Помощь свыше" или на ссылку http://noelrt.com/ - - In order to get to the home page please either click on the Header "Help from above" or on this text
  1. Джоунс С., Батмен Р. 1. Интеграция психологии и христианства, стр.17-18 [-]
  2. Роджерс, 1997; Thorne B., 1990 [-]
  3. Parlett M., Page F., 1990; Polster E., Polster M., 1973 [-]
  4. Рудестам К., 1990 [-]
  5. Мень А., 1989 [-]
  6. Clark, R., 1972 [-]
  7. Мак-Дауэлл Дж., 1992, стр. 33-34 [-]
  8. Smith D., 1990 [-]
  9. Skinner, B., 1976, 6. Бихевиоральная терапия с. 185 [-]
  10. Wade, C., Tavris, C., 1990; Рудестам К., 2002 [-]
  11. Бытие 3:12-13: “9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” [-]
  12. Шапиро, 1998; Suslak K., 1993 [-]
  13. Подробнее см. Ноэль-Цигульская Т. Вас не понимают – не в оценках ли дело? [-]
  14. Шостром Э., 1992 [-]
  15. Цюзь Т., 2003 [-]
  16. Бондаренко А., 1991 [-]
  17. Рудестам К., 1990 [-]
  18. богодухновенно – вдохновлено Богом, дано по вдохновению от Бога. KJV 2 Timothy 3:16 All scripture is given by inspiration of God. UKR Усе Писання Богом надхнене [-]
  19. Rogers, C., 1961 [-]
  20. Роджерс К., 1961 [-]
  21. Цигульська Т., 1998 [-]
  22. Фромм Э., 2004 [-]
  23. Мелибруда Е., 1986 [-]
  24. Роджерс К., 1961 [-]
  25. Ноэль-Цигульская Т. Вас не понимают – не в оценках ли дело? [-]
  26. Thorne B., 1990 [-]
  27. израильские начальники, старейшины, книжники и первосвященники [-]
  28. Pope K., Vasquez M., 1998 [-]
  29. Рудестам К., 1990 [-]
  30. Polster E., Polster M., 1973 [-]
  31. Мелибруда Е., 1986.; Wade, C., Tavris, C., 1990 [-]
  32. Мелибруда Е., 1986; Wade, C., Tavris, C, 1990 [-]
  33. Quote of the month, 2006 [-]
  34. Рудестам К., 2002 [-]
  35. Перлз Ф. [-]
  36. Suslak, K.,1993 [-]
  37. Уоммак Э. Как двигать горы [-]
  38. Цигульська Т., 1999 [-]
  39. Джоунс С., Батмен Р., 1991 1. Интеграция психологии и христианства [-]
  40. Иоанна 3:6, 5: “6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие [-]
  41. Цигульська Т., 2000. [-]
  42. When Nightmare Becomes Reality [-]
  43. Уоммак Э. Самое главное в молитве [-]
  44. 2 Петра 1:3-4: “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью” [-]
  45. Ноэль-Цигульская Т., 2002., Найти свою половинку п.7 [-]
  46. Рудестам К., 2002. [-]
  47. Уоммак Э. Как действует вера [-]
  48. Цигульська Т., 2000 [-]